Содержание
Введение: почему важно своевременно прокачивать тормоза?
Воздух в тормозной системе — это не просто неудобство, а серьезная угроза безопасности. Когда в гидравлическом контуре появляются воздушные пузырьки, эффективность торможения может снизиться на 30-40%, что значительно увеличивает тормозной путь. В этой статье мы подробно разберем, как правильно выполнить прокачку тормозов своими руками, какие инструменты потребуются, и на что обратить особое внимание.
Признаки необходимости прокачки тормозов
Определить, что система нуждается в удалении воздуха, можно по следующим симптомам:
- Педаль тормоза стала «мягкой» и проваливается
- Увеличился ход педали перед срабатыванием тормозов
- Для эффективного торможения требуется несколько качков педалью
- Появились посторонние звуки при нажатии на тормоз
- Автомобиль тянет в сторону при торможении

Когда требуется прокачка тормозной системы?
- После замены тормозной жидкости (рекомендуется каждые 2 года или 40 000 км)
- При ремонте тормозных компонентов:
- Замена тормозных цилиндров
- Установка новых тормозных шлангов
- Работы с главным тормозным цилиндром
- После экстремального торможения (длительные спуски в горах)
- При снижении уровня тормозной жидкости ниже минимальной отметки
Подготовка к прокачке тормозов
Необходимые инструменты и материалы
- Ключ на 8-10 мм (в зависимости от модели авто)
- Прозрачная виниловая трубка (диаметром 8-10 мм)
- Чистая пластиковая бутылка (0,5-1 л)
- Свежая тормозная жидкость (той же марки, что в системе)
- Резиновые перчатки и защитные очки
- Шприц или груша для откачки жидкости
- Проволока или стяжки для фиксации шланга
Подготовительные работы
- Установите автомобиль на ровную поверхность
- Очистите штуцеры прокачки от грязи
- Подготовьте емкость для старой жидкости
- Проверьте уровень жидкости в бачке
Пошаговая инструкция по прокачке тормозов
Метод с помощником (классический способ)
- Определите порядок прокачки (обычно начинают с самого дальнего от ГТЦ колеса)
- Наденьте трубку на штуцер, второй конец опустите в бутылку с небольшим количеством жидкости
- Попросите помощника 4-5 раз нажать на педаль тормоза и удерживать её
- Открутите штуцер на 1/2-1 оборот — воздух начнет выходить через трубку
- Закрутите штуцер до упора, только после этого помощник может отпустить педаль
- Повторяйте процедуру, пока не перестанут выходить пузырьки воздуха
- Контролируйте уровень жидкости в бачке (не должен опускаться ниже min)
Прокачка тормозов в одиночку
- Используйте специальный вакуумный насос или изготовьте простое устройство:
- Возьмите чистую пластиковую бутылку
- Проделайте два отверстия в крышке
- Вставьте две трубки (одна до дна, вторая — короткая)
- Создайте небольшое избыточное давление в системе
- Постепенно откручивайте штуцеры, начиная с дальнего колеса
- Следите за выходом воздуха и уровнем жидкости

Особенности прокачки тормозов с ABS
Для автомобилей с антиблокировочной системой существуют нюансы:
- На некоторых моделях требуется предварительная активация ABS (зажигание включено)
- Современные системы могут потребовать использования диагностического сканера
- В сложных случаях лучше обратиться в специализированный сервис
Частые ошибки и как их избежать
- Недостаточный контроль уровня жидкости — приводит к новому завоздушиванию
- Неправильная последовательность прокачки — воздух остается в системе
- Использование несовместимой тормозной жидкости — вызывает повреждение уплотнений
- Перетягивание штуцеров — может сорвать резьбу
- Попадание жидкости на лакокрасочное покрытие — вызывает повреждение краски

Полезные советы
- Всегда используйте только рекомендованную производителем тормозную жидкость
- После прокачки проверьте герметичность всех соединений
- Первые 100-200 км избегайте резкого торможения
- Храните тормозную жидкость только в герметичной таре
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении
Когда стоит обратиться в сервис?
Самостоятельная прокачка не рекомендуется если:
- Автомобиль оборудован сложной электронной системой стабилизации
- После нескольких попыток педаль остается «мягкой»
- Имеются признаки повреждения тормозных магистралей
- Обнаружены течи в главном тормозном цилиндре
Заключение
Правильно выполненная прокачка тормозов — это гарантия вашей безопасности на дороге. Регулярное обслуживание тормозной системы (не реже 1 раза в 2 года) позволит избежать серьезных проблем и сохранит эффективность торможения. Если вы не уверены в своих силах — доверьте эту работу профессионалам.
Важно! Не забывайте утилизировать отработанную тормозную жидкость в специальных пунктах приема — она является опасным отходом и требует особых условий утилизации.